Суханов Виктор Константинович


Всего одна фотокарточка. Это все что осталось у мамы от моего деда Виктора Константиновича Суханова, пропавшего без вести на второй день войны.
В начале 1935 года в глухой тайге, в клубе одной из военно — морских авиационных частей Особой Краснознаменной Дальневосточной Красной армии проходило собрание на котором выбирали делегата на седьмой Всесоюзный съезд Советов. После долгих обсуждений был избран лучший — летчик Виктор Константинович Суханов. Со слов бабушки, дед часто и с волнением вспоминал о тех днях, проведенных в Москве на съезде в Большом Кремлевском дворце, о Сталине которого он увидел тогда в первый раз.
Виктор Константинович — потомственный онежец. Здесь на Онежском заводе в Петрозаводске всю жизнь проработали его отец, дед, прадед, здесь же, работал и он сам. В 1930 году, как лучшего производственника его послали учиться на рабфак при Ленинградском машиностроительном институте. Но инженером — машиностроителем ему не суждено было стать. Партия и комсомол решили послать его, по специальному набору, в летную школу. Стране нужны были летчики. После ее успешного окончания его направили в Особую Краснознаменную Дальневосточную Красную армию.
Началась летная работа. Со всем пылом молодого пилота, безгранично полюбившего свою профессию, Виктор Суханов принялся за изучение и выполнение всех заданий командования. Он летал днем и ночью, зимой и летом, испытывал новые модели самолетов и ни разу не имел, ни одной аварии. Однажды Виктор Константинович получил срочное задание. Ему предстояло в сложных метеоусловиях, при сорокаградусном морозе совершить полет на дальнюю точку. Это был первый дальний перелет, который до этого не совершал никто из части. Пролетев половину пути, Виктор Константинович заметил, что у него начал сдавать мотор. Внизу сплошным массивом раскинулась тайга. О посадке нечего было и думать. На моторе, работавшем с большими перебоями, он вывел самолет на максимальную высоту и оттуда, выключив двигатель, пользуясь восходящими потоками воздуха, стал «тянуть» машину несколько десятков километров, пока не посадил ее на маленькую поляну. Шесть дней провел мой дед в полном одиночестве, оторванный от людей, на сорокаградусном морозе. Но он был уверен, что командование и товарищи его ищут. На шестой день его обнаружили, прибыла техническая помощь, самолет удалось починить. Эти дни, проведенные в тайге, сильно пошатнули здоровье Виктора Суханова. В 1937 году по болезни он был демобилизован из армии. Приехав к себе на родину в Петрозаводск, он вновь принялся за летное дело, стал работать инструктором в городском аэроклубе. Десятки мальчишек благодаря его стараниям полюбили авиацию и небо.
22 июня Виктор Константинович в составе истребительного батальона добровольно ушел на войну с финнами, воевавшими на стороне фашисткой Германии. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Он пропал без вести на второй день войны.
О войне у меня осталось самое неизгладимое впечатление, когда в 1982 году мы всей семьей гостили у родственников в Карелии. В воскресный день мы поехали собирать грибы. Отъехав на несколько десятков километров от Петрозаводска в глухом лесу, на небольшой возвышенности мы случайно обнаружили десятки скелетов времен Великой Отечественной войны. Истлевшее обмундирование, ржавое оружие, котелки, противогазы. Некоторые скелеты лежали друг на друге, видимо бойцы сошлись в последнем рукопашном бою. Я тогда впервые подумал о том, что возможно именно здесь, на этом холме отдал свою жизнь мой дед Виктор Константинович Суханов.
9 мая 2015 года мой четырех летний сын Иван Суханов вместе с бабушкой примет участие в акции «Бессмертный полк». Он пройдет по площади Ленина, держа в руках самодельную табличку с фотографией своего прадеда пропавшего без вести на второй день войны.

Суханов Виктор Юрьевич, инженер Управления связи



Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества