Без нефти воевать нельзя

13 февраля 2020, 09:52

В годы Великой Отечественной войны астраханский тыл имел очень важное значение. Через него осуществлялась переброска нефтяных богатств с Апшеронского полуострова (Азербайджан) в самое сердце страны, обеспечивая снабжение армии моторным топливом.



Волго-Каспийский водный путь стал играть исключительно важную роль в связи с открытием на Апшеронском полуострове, в Дагестане и на Эмбе залежей нефти. Транспортировка нефти по Каспию и Волге началась в двадцатых годах 19 века, и Астрахань с этого момента стала крупным транзитным пунктом, где расположили свои базы крупные нефтяные компании.
«Товарищество нефтяного производства Бр.Нобель» на правобережном Форпостинском участке соорудило целый городок, где помимо нефтеям и резервуаров были и объекты социального назначения

«Товарищество нефтяного производства Бр.Нобель» на правобережном Форпостинском участке соорудило целый городок, где помимо нефтеям и резервуаров были и объекты социального назначения


«Товарищество нефтяного производства Братья Нобель» на правобережном Форпостинском участке соорудило целый городок, где помимо нефтеям и резервуаров были и объекты социального назначения. В районе современного села Ильинка (Икрянинский район), те же шведские предприниматели устроили две нефтебазы. А нефтеямы получили название Ножевских. Из всего этого Нобелевского хозяйства возникла в СССР нефтебаза № 3. 
Мазутные ямы «Товарищество нефтяного производства Бр.Нобель»

Мазутные ямы «Товарищество нефтяного производства Бр.Нобель»


В поселке Бертюль в конце 19 века двое предприимчивых людей — Михаил и Амбарцум Буниятовы основали здесь доходный бизнес: поставили мастерские для ремонта собственного нефтеналивного флота, наладили перевалку нефтепродуктов и их хранение в Бертюльских нефтеямах. Сегодня на базе их предприятия работает судостроительный завод «Красные Баррикады».
Так называемые Соколовские нефтеямы, хоть и заброшенные, существуют и сегодня на правом берегу реки Кизань. Их история началась в 1877 году, когда на острове Мансур, появился нефтесклад № 4 (позже — нефтебаза № 4) общества «Кавказ и Меркурий». Позже здесь появились мазутный завод, нефтеналивные ямы, резервные парки, причалы, нефтеналивной флот нефтепромышленного и торгового общества «Мазут», принадлежавшего Ротшильдам. Вскоре здесь же построил свою пристань, мастерскую и другие сооружения крупнейший азербайджанский предприниматель Шамси Асадуллаев.

Нефтебазы «Товарищество нефтяного производства Бр.Нобель»


С началом Великой Отечественной войны все это нефтяное хозяйство не только существовало, но и вполне исправно функционировало. В самом начале войны в Астрахани началось строительство новых нефтеемкостей: была выделена площадка под строительство в районе п. Ильинка, проведены работы по съемке профиля участка. Из Икрянинского, Наримановского районов, а также из числа городских жителей на работы было мобилизовано 1 000 человек.
Но важно было не только построить, но и спрятать от глаз врага эти стратегические объекты. Нагребали на стены резервуаров опилки, и веником окропляли зеленой краской. Красили в зеленый цвет и конусообразные купола резервуаров. С приближением фронта в июне 1942 года, когда остро встал вопрос о проведении работ по маскировке промышленных предприятий и объектов гражданского назначения, были выявлены 13 нефтебаз, укрытие которых «требует особо сложных мероприятий и новизну решения».
На астраханских нефтебазах с помощью насосов топливо из барж перекачивалось в емкости. Топливо было разных видов: авиационный бензин марки Б-70, автобензин А-66, летнее и зимнее топливо для танков, керосин осветительный и для тракторов. Мазут двух марок хранился в земляных ямах, вмещающих 40 тысяч тонн.
Поощрялась четкая и слаженная работа коллектива, обеспечивающая быструю загрузку/разгрузку нефтеналивного флота. Чем меньше затрачивалось время на разгрузку баржи, тем больше шансов было у экипажа, работников базы, да и самого топлива, уцелеть. Ведь немцы, поначалу совершавшие лишь разведывательные полеты, стали все чаще прибегать к бомбардировкам.
Так заправляли топливом в годы Великой Отечестве5нной войны 1941-1945 гг.

Так заправляли топливом в годы Великой Отечестве5нной войны 1941–1945 гг.


Бомбили и саму Астрахань: только с 25 июля по 16 ноября 1942 года было сброшено 351 бомб. Были разрушены нефтебазы № 5 и 6 (Ножовские нефтеямы), потоплены 9 пароходов и 31 баржа с 172, 896 тоннами нефтепродуктов.


Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром добыча Астрахань»

Контактная информация для СМИ

+7 8512 31-63-39
+7 8512 31-62-60
+7 8512 31-63-80

E-mail: ddavidov @ astrakhan-dobycha. gazprom.ru

LiveJournal Share Button