Расчёт готов
В последний день июня на Астраханском газоперерабатывающем заводе ООО «Газпром добыча Астрахань» прошли тренировочные пожарно-тактические учения, а местом их проведения стала установка У-220. Вместе с ведомственными пожарными в отработке навыков при возникновении условного возгорания приняли участие и сотрудники Военизированной части.
Следует особо отметить, что все свои тренировки пожарные ОВПО организуют в тесном взаимодействии со специалистами АГПЗ, которые также принимают участие в учениях. Проводимые профильные мероприятия никогда не влияют на технологический процесс — все установки завода в период проведения тренировок работают в нормальном режиме. Для коллектива производственного объекта, на котором проводится ликвидация условной ЧС, на самом деле тоже полезно поучаствовать в учениях, потому что, к примеру, операторы технологических установок, скорее всего, будут первыми, кто заметит пожар или аварию, которая может привести к возгоранию. Грамотные и решительные действия персонала во многом повлияют на исход происшествия и минимизацию его последствий.
Вот и по замыслу данных учений первым обнаружил возгорание именно оператор У-220. Он оповестил всех окружающих о возникновении ЧС и подал сигнал тревоги на Центральный пост пожарной связи ОВПО и специалисту ведущему технологический режим. А потом покинул опасную зону. Запомните: именно так нужно действовать, если что-то подобное случится по-настоящему.
После этого запустилась цепочка оповещений всех экстренных служб Общества. Пока не прибыли ведомственные пожарные и газоспасатели, персонал установки, где начался условный пожар, оповещал и эвакуировал работников, выставлял посты оцепления, задействовал систему пожаротушения установки и встречал прибывающие аварийно-спасательные службы: ОВПО, ЗВО ВЧ и медицинский взвод.
По замыслу учений, на У-220 в здании насосной в результате разрыва трубопровода по перекачке углеводородного сырья произошло растекание нестабильного конденсата по всей площади здания, с последующим воспламенением.
Итак, в 14:00 на У-220 начался условный пожар, а уже через восемь минут о происшествии знали все экстренные службы Общества. Ещё через считанные минуты на место условной ЧС прибыл дежурный караул Ведомственной пожарной части по охране АГПЗ — три отделения на автоцистернах и по одному на пожарной насосной станции (ПНС-110), рукавном автомобиле (АР-2) и пожарном автомобиле порошкового тушения (АП-5).
Оказавшись на У-220, начальник дежурного караула ВПЧ АГПЗ взял под своё руководство тушение пожара (РТП-1). Он провёл разведку, в ходе которой уточнил у командира ЗВО ВЧ границы зоны загазованности, согласовал с ним безопасные маршруты движения пожарной техники и направления прокладки магистральных линий. Запросил у персонала У-220 АГПЗ информацию по останову установки, срабатыванию систем защиты, снятию электрического напряжения и наличию пострадавших. Ещё РТП-1 установил боевые позиции ствольщиков: им было назначено защищать от огня технологическое оборудование установки и здание насосной. По замыслу учений личному составу пришлось работать в теплоотражающих костюмах, что, учитывая довольно жаркую летнюю погоду, придавало тренировке дополнительную трудность.
Когда силы и средства были распределены и проложены магистральные линии (рукава) от места пожара к ПНС-110, на установку прибыли ведущий инженер дежурной группы пожаротушения, который стал РТП-2, и дежурный караул ВСПЧ. РТП-2 продолжил проводить разведку, выяснил наличие пострадавших, состояние технологического процесса, проконтролировал отключение электроэнергии, организовал увеличение давления в сети производственно-противопожарного водопровода, а также встретил вновь прибывающие подразделения пожарной охраны, раздав им указания и команды.
Практически сразу после прибытия ещё одного дежурного караула, на этот раз ВПЧ ГПУ, на месте вызова появился остальной оперативно-начальствующий состав ОВПО. С этого момента началась работа штаба пожаротушения — именно здесь находился мозговой центр всей операции по борьбе с огнём, который прогнозировал возможные варианты развития пожара, производил расчёт сил и средств, необходимых для его тушения, организовал связь с участками тушения пожара (УТП) и т.д.
В течение следующих двадцати пяти минут после начала работы штаба на условном пожаре кипела наиболее интенсивная работа. Продолжали прибывать новая техника и люди. И вот спустя примерно полтора часа с момента возникновения условного происшествия, РТП-2 через начальника штаба передаёт информацию на ЦППС ОВПО, ЦОВС 112 МЧС России по Астраханской области о ликвидации факельного горения и дальнейшему проведению работ по охлаждению аппаратов и оборудования, подвергавшихся тепловому воздействию. Фактически это означает, что с огнём удалось успешно справиться.
Все действия ведомственных пожарных выглядели в самом деле слаженными и чёткими. Без лишней суеты они действовали строго с учётом команд своих начальников, оперативно заняли боевые позиции, проложили рукавные линии. Однако профессионалы, которыми бесспорно являются сотрудники ОВПО ООО «Газпром добыча Астрахань», редко бывают полностью довольны своей работой. Наверняка в ходе разбора «полётов» они выявили ряд недочётов или упущений, которые лягут в основу нового опыта и станут отправной точкой для дальнейшего совершенствования навыков.
Увеличенная фотография (JPG, 3 МБ)